|
|
Что такое Ф Г Т ?
Ф Г Т - Федеральные государственные требования, разработанные в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Необходимость их разработки возникла в связи с пониманием важности дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого гражданина – где бы он ни проживал в нашей стране – качественного образования.
В настоящее время разработаны и введены в действие следующие Федеральные государственные требования:
Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в Ф Г Т к ООП, заключается в следующем:
1) если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определенным дисциплинам или предметам, то теперь речь идет о совокупности образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
2) акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.;
3) решать поставленные задачи предлагается:
- максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не на счет «раздувания» расписания занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей : в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещен акцент с занятий).
В соответствии с Ф Г Т к ООП основная общеобразовательная программа дошкольного образования должна состоять из двух частей:
- обязательной;
- части, формируемой участниками образовательного процесса.
Ф Г Т к условиям реализации ООП представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования и включает в себя семь групп требований:
- требования к кадровому обеспечению;
- требования к материально-техническому обеспечению;
- требования к учебно-материальному обеспечению;
- требования к медико-социальному обеспечению;
- требования к информационно-методическому обеспечению;
- требования к психолого-педагогическому обеспечению;
- требования к финансовому обеспечению.
Что такое «Образовательная область»?
Образовательная область – структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.
Содержание образовательных областей
1. Содержание образовательной области "Физическая культура"
направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.
2.Содержание образовательной области "Здоровье"
направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.
3. Содержание образовательной области "Безопасность"
направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
4. Содержание образовательной области "Социализация"
направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений
5. Содержание образовательной области "Труд"
направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
6. Содержание образовательной области "Познание"
направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.
7. Содержание образовательной области "Коммуникация"
направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
8. Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы"
направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.
9. Содержание образовательной области "Художественное творчество"
направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
10. Содержание образовательной области "Музыка"
направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
ФГТ устанавливает принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющих собой альтернативу предметному принципу.
Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ
1.Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.
2.Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать.
3.Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей.
4.Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
5.Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
6.Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
8.Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
9.Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
|